Лена Галеевна Саяхова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания Башкирского государственного университета. |
«Методика и технология освоения лингвокультурных концептов на разных этапах обучения языку и речи разрабатывается в монографии Н.Л. Мишатиной [2009] в контексте лингвоконцептоцентрического подхода к речевому развитию школьников. Автором впервые был введен термин «концепт» в тезаурус методики преподавания русского языка как родного и разработаны основы лингвоконцептоцентрической методики, получившей воплощение в трех учебно-методических пособиях из серии «Образ человека, в слове явленный» (2002, 2004, 2005). В монографии приводится технология моделирования словесного портрета концепта (на примере концепта «стыд»).
Лингвокультурологический портрет слова, включающий четыре этапа освоения концепта: ассоциативно-интуитивный, этап словарного воплощения концепта, этап текстовой коммуникации, этап индивидуального речевого смыслотворчества, которое в дальнейшем получило развитие как метафорический портрет концепта как ключ к внутреннему миру школьника, как проектная деятельность, форма творчества (создание модели словаря чувств), овладение жанровой моделью эссе и его результат – обретение старшеклассниками систем личностных смыслов.
Работа Н.Л. Мишатиной
приближается к рассмотрению концепта как единицы не только лингвокультурологии,
но и когнитивной лингвистики». (Языковая
личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика: Материалы Всероссийской
научно-методической конференции с международным участием «Лингвистические и
лингвокультурологические основы формирования языковой личности в условиях
многоязычия» /отв. ред.. Л.Г. Саяхова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 548 с. – С.
300-301).