Елена Александровна Быстрова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор. |
Русский язык в школе выступает средством постижения и обретения социокультурных ценностей русского народа, постижения ценностной картины мира. Он выступает орудием формирования национальных ценностных ориентаций, духовной личности русского человека и россиянина. Этот аксиологический аспект в преподавании русского языка уже получил развернутое обоснование в работах Т.К. Донской, М.Р. Львова, А.Д. Дейкиной и др. Благодаря своей кумулятивной функции русский язык может быть средством приобщения учащихся к ценностям русского народа, формирования ментальности.
Реализация охарактеризованной
функции русского языка в школе предполагает решение сложной проблемы – какие
ценностные ориентации могут формироваться в процессе изучения русского языка,
определение путей их введения. В решении этой проблемы, как представляется,
заслуживают внимания исследования концептов в языкознании. Речь идет не о
введении этого понятия в практику школы, а о выявлении и отборе на основе
предлагаемых описаний ценностно значимых в развитии личности школьника базовых
концептов, освоение их как одного из путей духовно-нравственного развития
учащихся средствами русского языка. Такое решение обосновывается в исследованиях
Н.Л. Мишатиной, Л.А. Ходяковой, Т. Новиковой и др.
(Аксиологические аспекты методики преподавания
русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы
Международной научно-практической конференции (19-20 марта