Из переписки с Екатериной Ивановной Никитиной, доктором педагогических наук, профессором Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, автором учебных книг «Русская речь». |
«Дорогая Наталья Львовна! Уж и не знаю, как и благодарить
Вас за радость, которую Вы мне подарили! Представьте себе: я почти месяц
пролежала в больнице (невеселое место!), выписалась – и только вхожу в свою
комнату – мне вручают бандероль с Вашей книгой[1]. Открываю её – и «впиваюсь», забывая все
невзгоды! Спасибо!
Понимаю, какой колоссальный труд Вы в неё вложили. Горы
книг, а из них надо выбрать куски и кусочки, строки и строчки, слова и словечки
– словно жемчуг найти на дне морском. Зато и получилось чудо! Всё в Вашей книге
свежо, ново, оригинально. Сделано с душой, любовью и вкусом. Это – главное!
Написать подробно о Вашей системе работы пока не могу: 1)
рука ещё плохо меня слушается, буквы «пляшут»; 2) книгу надо ещё раз прочитать
и кое над чем подумать (я вообще тугодум); 3) мне не совсем понятно, что представлено
в Вашей книге: вся система работы по развитию речи в 7-9 классах или только
один аспект её? Если аспект, то как он сочетается с другими? Чему научились
Ваши дети в предыдущих классах? Чему будут учиться в последующих?
Изо всей задуманной серии книг «Образ человека, в слове
явленный», Вы уже написали самую трудную. Неслучайно же мы говорим: «Нет слов,
чтобы сказать то, что я чувствую», «Чувствую, а сказать не могу» и т.п. И как
сочетать интроспекцию и описание своих чувств? Описание, например, Радости
вообще и «моей» конкретной в конкретном случае? Подобные вопросы Вам, вероятно,
уже приходилось слышать. Буду (или будем?) искать на них ответы.
Поздравляю Вас, милая Наталья Львовна, Труженица великая, с
выходом в свет Вашей прекрасной книги. Как хорошо, что она заставляет думать,
искать! Ещё раз: спасибо!
Доброго, беззаботного Вам лета! Отдохните как следует!
Здоровья Вам! И вдохновения в новом учебном году.
Наталья Львовна, может стоит подумать о другом названии
Вашей книги? Оно – прекрасно. Но лет пять назад книга с таким же названием уже
была опубликована. Не помню сейчас автора её (это можно установить), но
содержание – средне-традиционное, ничего нового, совсем-совсем не то, что у
Вас.
Всего доброго Вам и всем, кто Вам дорог!
5 июля
Дорогая Наталья Львовна!
Уже написав Вам письмо и «заклеив» его в конверте,
дозвонилась до библиотеки, узнала всё о книге с Вашим названием: Мурашова А.А.
Как сердцу высказать себя! Диалог со школьником и абитуриентом. М., 1994. – 93
стр.
Но «существование» этой книжки на белом свете Вас не должно
ни капельки смущать. У Вас – столько счастливых находок! И замысел очень
интересный, перспективный.
Каждую свободную минуту я снова и снова перечитываю страницы
Вашей книги. Думаю. Гадаю. Когда в моей душе что-то определится, прояснится,
напишу.
Были бы Вы рядом, расцеловала бы я Вас.
Всего доброго!
5 июля
Дорогая Наталья Львовна!
Рада была Вашему письму: одна гора с моих старых и потому
хилых плеч свалилась (но много их, всяких «горок», на мне еще и осталось). Всё
лето мысль о том, что я Вас чем-то обидела, не давала мне покоя. Но теперь,
слава Богу, на этот счет я успокоилась. Спасибо!
Проблемы, связанные со здоровьем Вашим и Ваших родителей,
мне очень близки и понятны: через всё это (инфаркты, инсульты, реанимация) мне
пришлось пройти, и Ваше письмо, кстати, я получила в больнице: ко всем моим
хроническим заболеваниям сосудов головного мозга я «сумела» прибавить еще
воспаление легких. Теперь я дома; будем надеяться на лучшее. Не болейте!
В журнале «Мир русского слова» (№ 3, 2003 год)[2] я увидела Вашу фотографию – и сразу
поняла: почему Ваша книга прекрасна? Потому что Вы – красивая, обаятельная!
Представляю, как любили Вас ученики и как любят теперь студенты. Завидую!
Спасибо Вам, милая Наталья Львовна, за добрые слова о моих
«Речах». Труда и любви в них вложено уйма, но работают по ним, к сожалению, всё
меньшее и меньшее количество школ. Причины Вы изложили совершенно правильно.
Когда создавался комплекс, обо всём этом мы, соавторы, В.В. Бабайцевой говорили
[ ], но она осталась при своем мнении. И
вот теперь я оказалась в «страдательном залоге». Все другие соавторы –
москвичи, и они устроились в других коллективах, а я – учитель из провинции.
Куда деваться? Да в мои годы… В нашем городе в некоторых школах соединяют
учебники М.М. Разумовской и мои. И результаты хорошие.
Однако перспективы мои «неперспективны». Сознавать это
грустно. Но что делать?
Еще раз спасибо за письмо. Всего доброго Вам, Вашей семье,
Вашей кафедре.
Здоровья! И вдохновения!
Обнимаю, целую. Е.И.
Октябрь,
Дорогая Наталья Львовна!
Рада Вашим успехам! Поздравляю с новой книгой[3] и уверена, что за ней будут другие.
Спасибо за Ваш щедрый подарок – книгу.
Очень хочется прочитать её как можно скорее, но, к
сожалению, ничего не получается: чувствую себя прескверно (опять месяц лежала в
больнице, но бесполезно); замучили головные боли, высокое кровяное давление и т.п.
Ваша новая книга (опять-таки к сожалению!) напечатана таким
мелким шрифтом, который мои глаза уже не берут. Прочитаю 1-2 страницы – и
«сдаюсь»: ползёт вверх давление, начинается головокружение, и я в отчаянии всё
бросаю. Лежу, как бревно. Поэтому написать рецензию для РЯШ я не могу, как это
ни обидно сознавать. Мне кажется, лучше всего послать в журнал уже готовую
рецензию Владимира Георгиевича[4] (он указан в книге как рецензент;
авторитет у него – высочайший, мне до него – как от земли до неба).
Я же Вашу книгу постепенно буду читать и осмысливать; для
Вас – отзыв рабочий, дружеский – напишу обязательно, для журнала (можно послать
в «Русскую словесность») – попробую, если осилю.
Сейчас же, прочитав лишь первую главу Вашей новой книги,
могу повторить только то, что писала Вам и о первой: всё – ново, свежо, всё –
результат титанического труда Вашего! Находок много! В том числе – название
книги: оно, в отличие от заглавия и особенно подзаголовка первой, не
наталкивает на грешную мысль: а что концептуальная методика развития речи
исключает традиционную? По моим стариковским представлениям, главное, чему
должны научиться ребята в старших классах, – читать с карандашом в руках
классику и «вычерпывать» из нее фактический текстовый материал для аргументации
своих суждений. Концептуальная методика, как я поняла её из Ваших книг, – один (далеко
не единственный!) из аспектов сложнейшей многогранной работы по развитию речи.
Возможно, я ошибаюсь. Но в 60-ые годы среди так называемых свободных тем
сочинений были такие, которые ориентировали на раскрытие понятий: «Упорство и
упрямство», «Смелость и дерзость», «Честь и тщеславие» и т.п. Они не привились
в школе. Наверное, потому что сложны и предполагают такую степень умения
обобщать, абстрагировать, до какой школьники еще не доросли. И теории для таких
тем не было.
У Вас, милая Наталья Львовна, сильна теория, которую в 60-ые
годы создать еще не успели. Я Вам очень завидую: работа Ваша интереснейшая. И
живете Вы в городе, в котором всё есть, все новинки, все словари, все справочники.
Я же совсем, совсем в других условиях. Многого из того, что Вы рекомендуете в
списке, в нашем городе нет. А если появится во Дворце книги, то мне добраться
до него – проблема: уже много лет я неходячая. 200-
Новинки, появляющиеся в областной библиотеке, мне приносят
бывшие студенты. Но это – совсем не то, что быть в библиотеке самой и
«обрастать» книгами. Тот печальный факт, что не всё из рекомендуемого Вами, я
прочитала, тоже удерживает меня от официального отзыва о Вашей книге: я не имею
на него морального права. Ещё раз повторяю: завидую Вам.
Вдохновения Вам! Всего доброго семье, коллегам, друзьям!
Целую. Е.И.
Ноябрь
Дорогая Наталья Львовна!
Рецензию на Ваши книги в «РЯШ» послали; Вам – тоже. Если мы
что-то поняли не совсем точно, сообщите мне: «примем меры».
Мои дети через «Книгу-почтой» и интернет приобрели для меня
Словарь концептов Степанова и книгу, ред. которой является Арутюнова. Прочитала
их наконец-то, изучила и теперь, кажется, лучше понимаю Ваши замыслы.
Обо всем несомненно положительном я говорила Вам в первом
письме; это же сказано и в рецензии. А теперь о встречных вопросах и некоторых
сомнениях, пожеланиях.
I.
1. Концепты – национальные, а суть некоторых из них – общечеловеческая.
Кажется, у Ю.Бондарева есть такая примерно миниатюра: Люди на Земном шаре
говорят на разных языках, но смеются и плачут все одинаково. Вспомнила:
миниатюра эта называется «Единое». Может быть, об этом стоит сказать в
материалах о концептах-эмоциях?
2. В основе традиционной программы развития речи главная
тема – человек и общество. В концептах упор делается на человека вообще, на его
чувства, мысли, действия. Не приведет ли это к перегибам, к забвению того, что
человек – «животное общественное»? Спасение здесь в концептах «Родная земля»,
«патриотизм», но их по сравнению с другими (о человеке вообще) мало. Что-то
(кто – кого) перетянет?
3. О концептах сейчас пишут и другие методисты. И понимают
их по-разному. Например: Концепт Родная земля в творчестве Ахматовой
(Цветаевой, К.Симонова и др.). Не лучше ли здесь вместо «концепта», на сегодня
недостаточно ясного, употребить привычное слово тема? Или: концепт и тема –
одно и то же? Вряд ли.
II. Неясности частного характера.
1. Во II книге на с. 200 – миниатюра «Лицо России» построена
на сравнении России с лебедушкой, у которой и «коса золотая», и «сарафан в
цветочках». Не лучше ли сравнить Россию с девушкой (у Блока есть сравнение
России с девой); отсюда логичный шаг – к образу Родина-мать (детали внешнего
облика, одежды увязывать с лебедушкой – натяжка), а с девушкой-красавицей
естественно. Дети помнят сравнения с красавицей зимы, весны, золотой осени.
2. Свои и чужие. Это противопоставление и у Степанова, и у
Вас. Не лучше ли свои (мы) и другие? Для меня чужие – те, кто заставил мир оплакивать
жертвы Беслана, фашисты, нелюди, а порядочные англичане, французы, немцы –
просто другие (не такие, как мы).
3. В связи с концептом русская обида акцент в трилогии
Горького сделан на обиде. Но разве в этом главное? Вопреки всем «свинцовым
мерзостям жизни» Алеша вырос настоящим человеком. Это, конечно, всем понятно;
однако беседа о концепте обиды может увести детей в сторону от сути дела.
III. Может ли концептуальная методика развития речи заменить
традиционную?
Думается, пока что нет. Много неясного. Сколько концептов (у Степанова – их 52);
какие из них в каком классе давать? В связи с чем? Как и почему разнообразить
жанры сочинений? (Пока получается: стиль – только публицистический, жанр –
только эссе). И всё ли, что сейчас называется концептами, является таковыми?
Мне кажется, концепты – общественно-нравственные понятия
типа совесть, вера, истина и т.п., и работать над ними надо в старших классах и
со студентами 1-2 курсов (вместо практикума по русскому языку, т.е.
бесконечного ликбеза).
Еще одна проблема: сумеет ли массовый (средний) учитель
подняться на ту высоту, на которую Вы его зовете своим примером? Даже по Вашим
готовым материалам объяснить большинство концептов сможет далеко-далеко не
каждый словесник. А уж разработать всё самому… Но вас это не должно пугать:
такой всегда путь новатора. За ним – будущее. Творите! Дерзайте!
Милая Наталья Львовна! Все мои встречные вопросы – мелочи,
чепуха по сравнению с тем, что Вы сделали и делаете! Сил и вдохновения Вам!
Привет и добрые пожелания Вашей семье и коллегам. Целую.
Е.И.
Жду Вашу новую книгу.
Февраль
«Дорогая Наталья Львовна! Большое спасибо за Вашу новую
книгу[5]! Поздравляю с выходом её из печати. Рада
Вашим успехам.
Книгу уже прочитала. И думаю: давно пора дать Вам доктора
без формальной защиты и обильной писанины. И так видно: в Ваших книгах и ума, и
труда уйма! Жаль, что не от меня зависит решение этого вопроса.
В предыдущем письме я допустила ошибку, сказав, что по Вашей
системе ученики пишут только эссе в публицистическом стиле. Я была неправа,
простите, пожалуйста. Читая Вашу новую книгу, увидела задания и другого типа:
написать метафорический портрет слова, развернутое сравнение, этюд и др. Но нет
ни одного примера выполнения этих заданий детьми! А они совершенно необходимы.
Прочитаешь конспект урока – работа огромнейшая, подготовка к ней – сложнейшая.
А результат? Что же получилось? В Ваших предыдущих книгах и особенно в статьях
– примеры эссе есть; они мне и запомнились, а всё другое – без примеров
ученических работ – и внимание моё на них, видимо, не заострилось. Так может
получиться и у других читателей Ваших материалов. Учтите это и не скупитесь на
примеры детских работ!
Очень хорошо, что в третьей книге Вы дали Приложения 1 и 2.
С них и надо начинать постижение Вашей системы.
В заключение 2-3 встречных вопроса:
1) «Развивать чувство языкового чутья» (с. 92 и др.). Зачем
здесь слово «чувство»? Развивать языковое чутье. Разве это не понятно?
2) Ученикам Вы предлагаете продолжить классический текст или
предложение (с. 114, 122 и др.). Надо ли это делать? Не мешает ли это
воспитанию языкового чутья, уважения к труду классиков и не «помогает» ли
ученикам преувеличивать свои способности и возможности? Эти вопросы всегда
удерживали меня от подобных заданий.
3) Бальмонт (с. 127, 128 и др.) уж очень цветистый. И тоже
помогает ли совершенствованию языкового чутья? Или вредит?
Это, конечно, мелочи. В целом же Вы – давным-давно доктор! И
куда глядит Ваш зав. кафедрой? Что медлит? Ведь есть профессора без защиты
докторской, а почему бы не быть доктором без этой формальной процедуры?
Здоровья, сил и вдохновения Вам, дорогая Наталья Львовна! И
отдыха тоже! Хоть немножко!
Добрые пожелания всем, кто Вам дорог.
2 июля 2005
Е.И.
[1] Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать
себя?..» Теория и методика развития речи с позиции
лингвокультурологического подхода.
Учебно-методическое пособие.
(Серия «Образ человека, в Слове явленный…»). СПб.: «Милена», 2002. - 260
с. (16,25 п.л.).
[2] Круглый стол: мир русского слова и дети.
Санкт-Петербург, редакция журнала «Мир русского слова», 8 июля 2003 года.// Мир
русского слова. - № 3 (16). – 2003. – С. 8 – 23.
[3] Мишатина
Н.Л. Диалог с культурными концептами в
5 – 11 классах (русский язык,
литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. СПб.: «Сага» - «Наука», 2004. 256 с. (16
п.л.).
[4] Речь идет о В.Г. Маранцмане, член-корреспонденте РАО,
докторе педагогических наук, профессоре кафедры методики преподавания русского
языка и литературы РГПУ им. А.И. Герцена.
[5] Мишатина Н.Л. «Образ человека, в Слове явленный: освоение концептов
русской культуры». Элективный курс по русскому языку для предпрофильной
подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие. СПб.: «Сага»,
2005. 166 с. (10,3 п.л.).