Т.П. Лихач. Языковая
системность и коммуникативные навыки в подготовке школьников (Республика
Беларусь)
Все больший интерес у российских ученых вызывают теория и
практика обучения оптимальным средствам введения в культуру (систему смыслов)
сквозь призму языка, предполагающие постепенное восхождение ученика от
фрагментированного знания к концептуально-обобщенному. И такое «восхождение»
требуется осуществлять в связи с решением комплексных лингвокультурологических задач (языковых и речевых) в диалоге с
культурными явлениями. На первый план выходит работа над содержанием пословиц, афоризмов
русских и зарубежных классиков, характеризующих русскую ментальность и
поведенческие стереотипы. Но предусматривается и смысловой анализ социальных
категорий на основе изречений известных авторов. Н. Л. Мишатина отразила в
структуре предлагаемых лингвокультурологических заданий системность связей всех
уровней языковой культуры. Эти задания позволяют школьнику овладевать языком и
как системой, и как духовной «сокровищницей» народа, связывая общеязыковую
(безличностную) информацию с личным речевым творчеством. Предварительно
объединив все задания единым тематическим циклом, посвященным труду и работе
с точки зрения восприятия русским человеком, учитель предлагает назвать
слова, при помощи которых можно обозначить тех, кто работает, трудится или
делает дело; подумать над тем, как суффиксы повлияли на смысл старого
русского корня !дел! (появились отрицательные оттенки смысла);
установить, совпадают ли в значениях слова трудяга и работяга.
Таким образом, учащиеся словно автоматически, на основе интенсивной работы
подсознания составляют ряды семантико-стилистических словообразовательных
синонимов, называющих лиц по действию: Тот, кто делает дело. — Делатель (устар.),
делец, деляга. Но и эти формы лингвистической работы не переходят на более
высокий уровень — речетворчества как выражения метаязыковой рефлексии над
словом. После того как слово оказалось погруженным в контекст высказывания,
ребятам предлагают написать эссе «Что лишает делягу нравственной
привлекательности?» Это экстралингвистический выход предмета, доказывающий
важность творческого освоения русского языка. (Научно-методический журнал «Мир
образования – образование в мире». – 2007. – № 4. – С. 108-120; с. 115-116)