Пятница, 29.03.2024, 17:26
Приветствую Вас Гость |
Мишатина Наталья Львовна |
|
Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
|
|
|
| Нина Сергеевна Болотнова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета. |
В рамках вузовского курса
«Филологический анализ текста» и элективных курсов для учащихся старших классов
профильной школы при обучении интерпретации текста необходимо знакомство с
концептуальным анализом. Под концептуальным
анализом понимается метод исследования, предполагающий выявление концептов, моделирование их основе концептуальной
общности средств их лексической репрезентации в узусе и тексте и изучение концептов как единиц
концептуальной картины мира социума и языковой личности автора, «стоящего за
текстом».
Опыт моделирования эмоциональных
концептов в методической литературе имеется. Предложенная Н.Л. Мишатиной
процедура анализа основывается на имеющейся в когнитивной лингвистике методике
изучения концептов с опорой на данные различных словарей, выявление внутренней
формы слова, анализ контекстов его употребления. Применительно к школьной
практике исследователем вводятся такие этапы, как определение ключевых
признаков концептов; учет семантических связей с другими словами родной
культуры; ориентация на оппозитивную структуру этических концептов; объяснение
системы оценок. Методически направленный концептуальный анализ в интерпретации
автора включает выявление «словесного портрета концепта
контекстуально-метафорического слова», а также создание «словесного портрета
концепта». Несомненно, подобный анализ служит одним из важных средств речевого
развития учащихся, так как в итоге появляется текст, отражающий интерпретацию
школьниками эмоциональных концептов.
В отличие от рассмотренной
методики концептуального анализа существуют другие, связанные с интерпретацией
текста. В коммуникативной стилистике, например, концептуальный анализ
осуществляется с опорой на теории регулятивности и текстовых ассоциаций на
основе выделения текстового
ассоциативного поля концепта с учетом особенностей лексической структуры целого
текста, включая его синтагматику и парадигматику. Данная методика может
использоваться не только в вузе, но и в школе в рамках гуманитарного и
филологического профилей. («Преподавание
русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации: Материалы
Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.) /Науч. ред. и составление: д. пед. н., проф. Дейкина
А.Д; д. пед. н., проф. Еремеева А.П., д.
пед. н., проф. Ходякова Л.А., к. пед. н., доц. Янченко В.Д. – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2010. – 516 с.
– С. 250-251).
|