Нина Сергеевна Болотнова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета. |
В рамках вузовского курса
«Филологический анализ текста» и элективных курсов для учащихся старших классов
профильной школы при обучении интерпретации текста необходимо знакомство с
концептуальным анализом. Под концептуальным
анализом понимается метод исследования, предполагающий выявление концептов, моделирование их основе концептуальной
общности средств их лексической репрезентации в узусе и тексте и изучение концептов как единиц
концептуальной картины мира социума и языковой личности автора, «стоящего за
текстом».
Опыт моделирования эмоциональных
концептов в методической литературе имеется. Предложенная Н.Л. Мишатиной
процедура анализа основывается на имеющейся в когнитивной лингвистике методике
изучения концептов с опорой на данные различных словарей, выявление внутренней
формы слова, анализ контекстов его употребления. Применительно к школьной
практике исследователем вводятся такие этапы, как определение ключевых
признаков концептов; учет семантических связей с другими словами родной
культуры; ориентация на оппозитивную структуру этических концептов; объяснение
системы оценок. Методически направленный концептуальный анализ в интерпретации
автора включает выявление «словесного портрета концепта
контекстуально-метафорического слова», а также создание «словесного портрета
концепта». Несомненно, подобный анализ служит одним из важных средств речевого
развития учащихся, так как в итоге появляется текст, отражающий интерпретацию
школьниками эмоциональных концептов.
В отличие от рассмотренной
методики концептуального анализа существуют другие, связанные с интерпретацией
текста. В коммуникативной стилистике, например, концептуальный анализ
осуществляется с опорой на теории регулятивности и текстовых ассоциаций на
основе выделения текстового
ассоциативного поля концепта с учетом особенностей лексической структуры целого
текста, включая его синтагматику и парадигматику. Данная методика может
использоваться не только в вузе, но и в школе в рамках гуманитарного и
филологического профилей. («Преподавание
русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации: Материалы
Международной научно-практической конференции (18-19 марта