Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
|
|
|
| Валерий Анатольевич Доманский, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой филологического образования и межпредметной интеграции ЛОИРО. |
«К сожалению, даже между двумя родственными предметами – «русским
языком» и «литературой» – интегративные связи часто устанавливаются лишь
формально, чаще всего в процессе использования литературных текстов на уроках
языка. Новое направление в методике русского языка – лингвокультурологическое – намечает интересные перспективы взаимодействия
этих предметов (См.: Мишатина
Н.Л. «Как сердцу высказать себя?» Теория и методика развития речи с позиции
лингвокультурологического подхода. 7-9 классы. – СПб., 2002).
Антропоцентрический подход к изучению языка предполагает не только овладение
системой языковых компетенций, речевых умений и навыков, но и формирование
языковой личности, вхождение в процессе коммуникации в культуру, усвоение ее
знаков и кодов, а главное – ценностей, которые открываются в деятельностном
общении – эмоциональном переживании, эмпатии, смыслопорождении,
интеллектуальном напряжении, катарсисе, то есть тех явлениях, которые
сопровождают процесс формирования личности. Конечно, вхождение в культуру на
уроках русского языка осуществляется не только посредством концептов, но и
архетипов, образов, мотивов, сюжетов произведений искусства, выступающих
основными репликаторами культурных образцов и моделей поведения. Поэтому
дальнейшее сближение языка и литературы как раз и видится в разработке новых
методик и технологий, порождаемых современными культурообразовательными
процессами, в создании учащимся своего «Я» в процессе коммуникативно-речевой и художественно-эстетической
деятельности. (Филологическое
образование: современные стратегии и практики: сборник научно-методических
статей. Выпуск 1 /отв. Ред. В.А. Доманский, Л.И. Коновалова. – СПб.: ЛОИРО,
2011. – 334 с. – С. 29-30).
|