Лариса Ивановна Новикова,
доктор педагогических наук, профессор.
«В
методике преподавания русского языка есть работы, авторы которых разрабатывают методику
работы с концептами. Одной из наиболее значимых работ является диссертационное
исследование Н.Л. Мишатиной (2000), которая считает концепт базовой единицей
обучения…
В
работах Н.Л. Мишатиной есть немало интересных идей, важных для дальнейшего
развития методики преподавания русского языка в рассматриваемом нами аспекте,
среди которых выделим следующие:
-
составление методических сценариев по неким системообразующим сюжетным линиям
(например, работа с концептом «добро» включает три линии: добро и доброта – 7-й
класс; добро и благо – 8-й класс; в поисках Добра – 9-й класс);
-
определение цели концептуального анализа как создание концептуального портрета
(слово на уровне текста), включающий в себя словарный портрет слова (слово на
уровне Словаря) и контекстуальный портрет слова (слово в контексте
словосочетания);
-
выделение такого способа обучения, как лингвокультурологическая задача,
понимаемая как достраивание недостающих фрагментов ценностной картины мира в
тезаурусе языковой личности ученика (примеры таких задач: установление
понятийного значения путем сравнения близких концептов; составление сравнительных
портретов концептов на основе деформированного текста; «собирание» ключевых
признаков слова-концепта и др.).
Установление
критериев сформированности лингвокультурологической компетенции, к которым
ученый относит критерий ассоциирования (расширение и обогащение ассоциативного
тезауруса подростков); метафоризации (использование и конструирование метафоры
в процессе речевой деятельности); цитации (рост когнитивных реакций
«культурологического характера в тезаурусе и продуцированном тексте).
Однако
данное исследование не решило многих вопросов, а только положило начало периоду
их постановки и поиску решений, в частности, в рамках нашего исследования
необходимо поставить и решить ряд вопросов:
- какое понятие следует использовать в методике преподавания русского языка, когда речь идет о концептах, представленных в языке теми или иными словами;
- следует ли вводить выбранное определение в школьную практику при работе с детьми или целесообразно ограничиться более привычным для них понятием «слово»;
- как изменить работу со словом в школе с учетом достижений лингвистики, как формировать концептуальное представление у школьников о слове, какой метод или методы являются в данном случае наиболее эффективными;
- какие приемы обеспечивают формирование концептуального представления о слове у школьников;
- какие «модели» уроков способствуют приобщению к культуре при работе со словом в рамках культуроведческого аспекта.
(Л.И. Новикова. Культуроведческий
аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения
учащимися национальной культуры. Монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 252-254).
«Диссертационное исследование Н.Л. Мишатиной (2000) нашло выход в пособии «Как сердцу высказать себя…» (2002), отражающем «новое направление в современной методике преподавания русского языка – лингвокультурологическое», в рамках которого проблемы изучения родного языка и развития речи рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания».
Автор
акцентирует внимание на такой особенности книги, как необычное содержание…
Эмоциональный словарь пособия составляют 56 концептов-эмоций, а их содержание
автор раскрывает в методических сценариях…
Автор
указывает, что «национальные концепты обладают мощным текстообразующим
потенциалом», так как концепт является воплощением в слове ценностей культуры
народа, результатом сочетания лексического значения слова с социальным,
историческим опытом конкретного «концептоносителя» (Д.С. Лихачев). В пособии
учитывается и еще одна важная черта культурных концептов – их способность
образовывать «поля концептов» (термин Ю.С. Степанова)…
Еще
одной особенностью пособия является ее «оригинальный методический
инструментарий», который представлен системой комплексных лингвокультурологических задач и упражнений. В данном случае мы
действительно видим серьезный
инструментарий, который может быть взят на вооружение учителем-практиком.
При
всей значимости данного пособия на современном этапе развития методики
преподавания русского языка вызывают вопросы некоторые положения автора, в
частности, насколько обосновано начало работы с концептами именно с 7-го
класса; необходимость введения термина «концепты» в школе; классификация
текстов, частично основанная на разграничении уроков русского языка и развития
речи» (Л.И. Новикова. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в
5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры.
Монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 116-117).