Пятница, 19.04.2024, 12:23 Приветствую Вас Гость | ||||||||||||
Мишатина Наталья Львовна |
||||||||||||
Главная | Регистрация | Вход | RSS | ||||||||||||
|
Лариса Ивановна Новикова, доктор педагогических наук, профессор.
«В
методике преподавания русского языка есть работы, авторы которых разрабатывают методику
работы с концептами. Одной из наиболее значимых работ является диссертационное
исследование Н.Л. Мишатиной (2000), которая считает концепт базовой единицей
обучения… В
работах Н.Л. Мишатиной есть немало интересных идей, важных для дальнейшего
развития методики преподавания русского языка в рассматриваемом нами аспекте,
среди которых выделим следующие: -
составление методических сценариев по неким системообразующим сюжетным линиям
(например, работа с концептом «добро» включает три линии: добро и доброта – 7-й
класс; добро и благо – 8-й класс; в поисках Добра – 9-й класс); -
определение цели концептуального анализа как создание концептуального портрета
(слово на уровне текста), включающий в себя словарный портрет слова (слово на
уровне Словаря) и контекстуальный портрет слова (слово в контексте
словосочетания); -
выделение такого способа обучения, как лингвокультурологическая задача,
понимаемая как достраивание недостающих фрагментов ценностной картины мира в
тезаурусе языковой личности ученика (примеры таких задач: установление
понятийного значения путем сравнения близких концептов; составление сравнительных
портретов концептов на основе деформированного текста; «собирание» ключевых
признаков слова-концепта и др.). Установление
критериев сформированности лингвокультурологической компетенции, к которым
ученый относит критерий ассоциирования (расширение и обогащение ассоциативного
тезауруса подростков); метафоризации (использование и конструирование метафоры
в процессе речевой деятельности); цитации (рост когнитивных реакций
«культурологического характера в тезаурусе и продуцированном тексте). Однако
данное исследование не решило многих вопросов, а только положило начало периоду
их постановки и поиску решений, в частности, в рамках нашего исследования
необходимо поставить и решить ряд вопросов:
(Л.И. Новикова. Культуроведческий
аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения
учащимися национальной культуры. Монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 252-254). «Диссертационное исследование Н.Л. Мишатиной (2000) нашло выход в пособии «Как сердцу высказать себя…» (2002), отражающем «новое направление в современной методике преподавания русского языка – лингвокультурологическое», в рамках которого проблемы изучения родного языка и развития речи рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания». Автор
акцентирует внимание на такой особенности книги, как необычное содержание…
Эмоциональный словарь пособия составляют 56 концептов-эмоций, а их содержание
автор раскрывает в методических сценариях… Автор
указывает, что «национальные концепты обладают мощным текстообразующим
потенциалом», так как концепт является воплощением в слове ценностей культуры
народа, результатом сочетания лексического значения слова с социальным,
историческим опытом конкретного «концептоносителя» (Д.С. Лихачев). В пособии
учитывается и еще одна важная черта культурных концептов – их способность
образовывать «поля концептов» (термин Ю.С. Степанова)… Еще
одной особенностью пособия является ее «оригинальный методический
инструментарий», который представлен системой комплексных лингвокультурологических задач и упражнений. В данном случае мы
действительно видим серьезный
инструментарий, который может быть взят на вооружение учителем-практиком. При
всей значимости данного пособия на современном этапе развития методики
преподавания русского языка вызывают вопросы некоторые положения автора, в
частности, насколько обосновано начало работы с концептами именно с 7-го
класса; необходимость введения термина «концепты» в школе; классификация
текстов, частично основанная на разграничении уроков русского языка и развития
речи» (Л.И. Новикова. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в
5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры.
Монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 116-117). |
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |