Воскресенье, 22.10.2017, 20:09

Приветствую Вас Гость

Мишатина Наталья Львовна

Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 445
Друзья сайта
  • РГПУ им. А.И. Герцена
  • Методсовет
  • ЛОИРО
  • СПбАППО
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Лариса Ивановна Новикова,

    доктор педагогических наук, профессор.

     

    «В методике преподавания русского языка есть работы, авторы которых разрабатывают методику работы с концептами. Одной из наиболее значимых работ является диссертационное исследование Н.Л. Мишатиной (2000), которая считает концепт базовой единицей обучения…

    В работах Н.Л. Мишатиной есть немало интересных идей, важных для дальнейшего развития методики преподавания русского языка в рассматриваемом нами аспекте, среди которых выделим следующие:

    - составление методических сценариев по неким системообразующим сюжетным линиям (например, работа с концептом «добро» включает три линии: добро и доброта – 7-й класс; добро и благо – 8-й класс; в поисках Добра – 9-й класс);

    - определение цели концептуального анализа как создание концептуального портрета (слово на уровне текста), включающий в себя словарный портрет слова (слово на уровне Словаря) и контекстуальный портрет слова (слово в контексте словосочетания);

    - выделение такого способа обучения, как лингвокультурологическая задача, понимаемая как достраивание недостающих фрагментов ценностной картины мира в тезаурусе языковой личности ученика (примеры таких задач: установление понятийного значения путем сравнения близких концептов; составление сравнительных портретов концептов на основе деформированного текста; «собирание» ключевых признаков слова-концепта и др.).

    Установление критериев сформированности лингвокультурологической компетенции, к которым ученый относит критерий ассоциирования (расширение и обогащение ассоциативного тезауруса подростков); метафоризации (использование и конструирование метафоры в процессе речевой деятельности); цитации (рост когнитивных реакций «культурологического характера в тезаурусе и продуцированном тексте).

    Однако данное исследование не решило многих вопросов, а только положило начало периоду их постановки и поиску решений, в частности, в рамках нашего исследования необходимо поставить и решить ряд вопросов:

    1. какое понятие следует использовать в методике преподавания русского языка, когда речь идет о концептах, представленных в языке теми или иными словами;
    2. следует ли вводить выбранное определение в школьную практику при работе с детьми или целесообразно ограничиться более привычным для них понятием «слово»;
    3. как изменить работу со словом в школе с учетом достижений лингвистики, как формировать концептуальное представление у школьников о слове, какой метод или методы являются в данном случае наиболее эффективными;
    4. какие приемы обеспечивают формирование концептуального представления о слове у школьников;
    5. какие «модели» уроков способствуют приобщению к культуре при работе со словом в рамках культуроведческого аспекта.

    (Л.И. Новикова. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 252-254).

    «Диссертационное исследование Н.Л. Мишатиной (2000) нашло выход в пособии «Как сердцу высказать себя…» (2002), отражающем «новое направление в современной методике преподавания русского языка – лингвокультурологическое», в рамках которого проблемы изучения родного языка и развития речи рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания».

    Автор акцентирует внимание на такой особенности книги, как необычное содержание… Эмоциональный словарь пособия составляют 56 концептов-эмоций, а их содержание автор раскрывает в методических сценариях…

    Автор указывает, что «национальные концепты обладают мощным текстообразующим потенциалом», так как концепт является воплощением в слове ценностей культуры народа, результатом сочетания лексического значения слова с социальным, историческим опытом конкретного «концептоносителя» (Д.С. Лихачев). В пособии учитывается и еще одна важная черта культурных концептов – их способность образовывать «поля концептов» (термин Ю.С. Степанова)…

    Еще одной особенностью пособия является ее «оригинальный методический инструментарий», который представлен системой комплексных лингвокультурологических задач и упражнений. В данном случае мы действительно видим серьезный инструментарий, который может быть взят на вооружение учителем-практиком.

    При всей значимости данного пособия на современном этапе развития методики преподавания русского языка вызывают вопросы некоторые положения автора, в частности, насколько обосновано начало работы с концептами именно с 7-го класса; необходимость введения термина «концепты» в школе; классификация текстов, частично основанная на разграничении уроков русского языка и развития речи» (Л.И. Новикова. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 116-117).

    Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz