Пятница, 21.09.2018, 11:32

Приветствую Вас Гость

Мишатина Наталья Львовна

Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 464
Друзья сайта
  • РГПУ им. А.И. Герцена
  • Методсовет
  • ЛОИРО
  • СПбАППО
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0






    Нина Сергеевна Болотнова,

    доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета.

    В рамках вузовского курса «Филологический анализ текста» и элективных курсов для учащихся старших классов профильной школы при обучении интерпретации текста необходимо знакомство с концептуальным анализом. Под концептуальным анализом понимается метод исследования, предполагающий выявление концептов, моделирование их основе концептуальной общности средств их лексической репрезентации в узусе и тексте и изучение концептов как единиц концептуальной картины мира социума и языковой личности автора, «стоящего за текстом».

    Опыт моделирования эмоциональных концептов в методической литературе имеется. Предложенная Н.Л. Мишатиной процедура анализа основывается на имеющейся в когнитивной лингвистике методике изучения концептов с опорой на данные различных словарей, выявление внутренней формы слова, анализ контекстов его употребления. Применительно к школьной практике исследователем вводятся такие этапы, как определение ключевых признаков концептов; учет семантических связей с другими словами родной культуры; ориентация на оппозитивную структуру этических концептов; объяснение системы оценок. Методически направленный концептуальный анализ в интерпретации автора включает выявление «словесного портрета концепта контекстуально-метафорического слова», а также создание «словесного портрета концепта». Несомненно, подобный анализ служит одним из важных средств речевого развития учащихся, так как в итоге появляется текст, отражающий интерпретацию школьниками эмоциональных концептов.

    В отличие от рассмотренной методики концептуального анализа существуют другие, связанные с интерпретацией текста. В коммуникативной стилистике, например, концептуальный анализ осуществляется с опорой на теории регулятивности и текстовых ассоциаций на основе выделения текстового ассоциативного поля концепта с учетом особенностей лексической структуры целого текста, включая его синтагматику и парадигматику. Данная методика может использоваться не только в вузе, но и в школе в рамках гуманитарного и филологического профилей. («Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации: Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.) /Науч. ред. и составление: д. пед. н., проф. Дейкина А.Д;  д. пед. н., проф. Еремеева А.П., д. пед. н., проф. Ходякова Л.А., к. пед. н., доц. Янченко В.Д.  – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2010. – 516 с. – С. 250-251).

    Copyright MyCorp © 2018 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz