Пятница, 21.09.2018, 11:48

Приветствую Вас Гость

Мишатина Наталья Львовна

Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 464
Друзья сайта
  • РГПУ им. А.И. Герцена
  • Методсовет
  • ЛОИРО
  • СПбАППО
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0






    Тереза Георгиевна Браже,

    доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

    Докторская диссертация Н.Л. Мишатиной, посвященная речевому развитию школьников, - серьезное и значительное явление в современной методике, крупный вклад в науку. Поставленная ее автором проблема влияния концептов на речевое сознание и речевую практику детей и взрослых имеет внутрипредметный, межпредметный и надпредметный характер и поэтому может оказать и уже оказывает влияние на развитие смежных проблем и смежных методик. Актуальность и перспективность ее несомненны.

    В эпоху «семантического опустошения» (приведенный диссертантом термин Ревеки Фрумкиной), стандартизации речи осмысление концептов как историко-культурного феномена, несущего в себе богатство прежних смыслов, их живые следы, эмоциональную память народа становится реальным фактором развития речевой культуры молодых и не очень молодых современников и изменения состояния языковой политики общества. В этом смысле работа диссертанта приобретает социально-педагогическую значимость.

    Диссертация Н.Л. Мишатиной отличается строгой методологической выверенностью. Она построена на основе культуро-философской концепции языка, разработанной современными крупными лингвистами и продолженной в диссертации, что придает ей фундаментальный характер. Приведенный ею анализ истории концептологии отличается широтой охвата материала и глубиной осмысления проанализированных работ. В сущности, это энциклопедия концептологии для использования как студентами педвузов и учителями-словесниками, так и научными работниками в области лингводидактики и теории текста, культурологи, психологии речи, а также широкими кругами интеллигенции.

    Н.Л. Мишатина доказывает, что в сложных современных социо-культурных условиях не только нужно, но и можно воевать против аксиологического нигилизма, потери высоких смыслов в сознании и тем самым в языке наших современников. Цель, которую так успешно решает диссертантка, - помочь школе третьего тысячелетия воспитать человека культуры, думающего, мыслящего, осознающего себя гражданином России, чувствующего через язык свои корни.

    Созданная ею методическая концептология тщательно продумана на разных уровнях, теоретически обоснована. Создана и теоретическая концепция, и модель обучения и воспитания учащихся на основе концептов, и программа работы с учащимися 5-9 и 10-11 классов. Обозначен, что очень значимо, прогноз результатов, достигаемых учениками на разных уровнях: творческом, высоком, стандартном, пороговом; соответственно разработаны ею критерии оценки результатов. Теоретическая значимость диссертации несомненна.

    Методика Н.Л. Мишатиной помогает реально достигнуть не только стандартного уровня речевой культуры, но и нестандартных, творческих стилей речевого поведения учащихся. Показаны и способы проверки достигнутых результатов, включаемые в учебный процесс. Доказательность работы убедительна.

    Крупные исследовательские решения находят развитие в более частных технологиях и способах. Так, дается учебная модель анализа слова, трехчастная модель лингвокультурологических уроков, система лингвокультурологических задач применительно к текстам разного рода, в том числе прецедентным. Не только конкретные примеры, но и терминология введены в теорию и практику речевого развития школьников именно Н.Л. Мишатиной.

    Эксплицитно в работе существует и программа обучения учителей предлагаемой ею методике. Я имела удовольствие слышать блестящие выступления учителей из школы, где она научный руководитель, при работе ее проблемной группы на конференции по гимназическому образованию.

    Статьи и учебные пособия Н.Л. Мишатиной использованы и методистами других предметов, в частности, естественно-научных, где теория и практика работы с концептами также оказалась плодотворным способом осознания ведущих идей этих предметов.

    Работа Н.Л. Мишатиной может быть оценена как крупное научное методическое открытие… (Из отзыва об автореферате диссертационной работы Н.Л. Мишатиной «Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход» на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального образования)).

    Copyright MyCorp © 2018 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz