Пятница, 29.03.2024, 18:13 Приветствую Вас Гость | |||||||||||||||||||
Мишатина Наталья Львовна |
|||||||||||||||||||
Главная | Регистрация | Вход | RSS | |||||||||||||||||||
|
Докторская
диссертация Н.Л. Мишатиной, посвященная речевому развитию школьников, -
серьезное и значительное явление в современной методике, крупный вклад в науку.
Поставленная ее автором проблема влияния концептов на речевое сознание и
речевую практику детей и взрослых имеет внутрипредметный, межпредметный и
надпредметный характер и поэтому может оказать и уже оказывает влияние на
развитие смежных проблем и смежных методик. Актуальность и перспективность ее
несомненны. В
эпоху «семантического опустошения» (приведенный диссертантом термин Ревеки
Фрумкиной), стандартизации речи осмысление концептов как историко-культурного
феномена, несущего в себе богатство прежних смыслов, их живые следы,
эмоциональную память народа становится реальным фактором развития речевой
культуры молодых и не очень молодых современников и изменения состояния
языковой политики общества. В этом смысле работа диссертанта приобретает
социально-педагогическую значимость. Диссертация
Н.Л. Мишатиной отличается строгой методологической выверенностью. Она построена
на основе культуро-философской концепции языка, разработанной современными
крупными лингвистами и продолженной в диссертации, что придает ей
фундаментальный характер. Приведенный ею анализ истории концептологии
отличается широтой охвата материала и глубиной осмысления проанализированных
работ. В сущности, это энциклопедия концептологии для использования как
студентами педвузов и учителями-словесниками, так и научными работниками в
области лингводидактики и теории текста, культурологи, психологии речи, а также
широкими кругами интеллигенции. Н.Л.
Мишатина доказывает, что в сложных современных социо-культурных условиях не
только нужно, но и можно воевать против аксиологического нигилизма, потери
высоких смыслов в сознании и тем самым в языке наших современников. Цель,
которую так успешно решает диссертантка, - помочь школе третьего тысячелетия
воспитать человека культуры, думающего, мыслящего, осознающего себя гражданином
России, чувствующего через язык свои корни. Созданная
ею методическая концептология тщательно продумана на разных уровнях,
теоретически обоснована. Создана и теоретическая концепция, и модель обучения и
воспитания учащихся на основе концептов, и программа работы с учащимися 5-9 и
10-11 классов. Обозначен, что очень значимо, прогноз результатов, достигаемых
учениками на разных уровнях: творческом, высоком, стандартном, пороговом;
соответственно разработаны ею критерии оценки результатов. Теоретическая
значимость диссертации несомненна. Методика
Н.Л. Мишатиной помогает реально достигнуть не только стандартного уровня
речевой культуры, но и нестандартных, творческих стилей речевого поведения
учащихся. Показаны и способы проверки достигнутых результатов, включаемые в
учебный процесс. Доказательность работы убедительна. Крупные
исследовательские решения находят развитие в более частных технологиях и
способах. Так, дается учебная модель анализа слова, трехчастная модель
лингвокультурологических уроков, система лингвокультурологических задач
применительно к текстам разного рода, в том числе прецедентным. Не только
конкретные примеры, но и терминология введены в теорию и практику речевого
развития школьников именно Н.Л. Мишатиной. Эксплицитно
в работе существует и программа обучения учителей предлагаемой ею методике. Я
имела удовольствие слышать блестящие выступления учителей из школы, где она
научный руководитель, при работе ее проблемной группы на конференции по
гимназическому образованию. Статьи
и учебные пособия Н.Л. Мишатиной использованы и методистами других предметов, в
частности, естественно-научных, где теория и практика работы с концептами также
оказалась плодотворным способом осознания ведущих идей этих предметов. Работа
Н.Л. Мишатиной может быть оценена как крупное научное методическое открытие…
(Из отзыва об автореферате
диссертационной работы Н.Л. Мишатиной «Методика и технология речевого развития
школьников: лингвоконцептоцентрический подход» на соискание ученой степени
доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика
обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального
образования)). |
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |